10го февраля в Рахманиновском зале МГК им.П.И.Чайковского в рамках абонемента «Приношение Ф.Куперену» в исполнении ансамбля Musica Tempora прозвучат «Королевские концерты»(Les Concerts Royaux)одного из самых знаменитых композиторов французского барокко- Франсуа Куперена.

https://www.mosconsv.ru/ru/concert/181777

 


Цикл из четырех концертов исполнялся 1714 — 1715 годах при дворе Людовика XIV во время небольших камерных вечеров. Отсюда произошло их название- «королевские концерты» .
Написаны концерты в форме сюит, каждый из которых представляет характерную последовательность танцев, с прелюдией в начале. Сборник «Королевских концертов» был опубликован Франсуа Купереном в 1722 году в конце его Третьей книги пьес для клавесина, без точных указаний о том, на каких инструментах должны прозвучать. В предисловие Куперен пишет: «Нижеследующие пьесы другого рода, чем те, которые я давал до сих пор. Они подходят не только для клавесина, но также и для скрипки, флейты, гобоя, виолы и фагота. Я их сочинил для маленьких камерных концертов, на которые Людовик XIV вызывал меня почти каждое воскресенье в течение года. Пьесы эти исполняли г-н Дюваль, г-н Филидор, г-н Алариус и г-н Дюбуа. Я играл на клавесине». Цикл «Королевские концерты»приобрел большую известность при жизни композитора и, вскорости,побудил автора дополнить его несколькими концертами нового опуса «Новые концерты или Объединенные вкусы».

Как гласит французская пословица гласит -«о вкусах не спорят!»(«Des goûts et des couleurs, il ne faut pas discuter.»)И это так!Но,в то же время,вкусы могут объединиться, открыв совершенно новые горизонты в искусстве. Всередине XVIII столетия, в силу значительной стилистической разницы, возникли споры о преимуществах французской и итальянской музыки. Различия касались как формообразующих принципов, так и особенностей исполнительской техники. В это время во Францию хлынули сонаты и концерты,написанные итальянскими авторами, захватывая интерес и вызывая восторг у публики! Влияние блестящего,виртуозного итальянского стиля, противопоставленного изысканности и изяществу французского, было столь велико, что очень скоро во всей Франции и за ее пределами почти каждый композитор пробовал писать в итальянском стиле.Следствием такой музыкальной эпидемии, стало слияния двух стилей, по началу казавшееся совершенно невозможным. Одним из первых эту идею воплотил Франсуа Куперен,написав цикл инструментальных концертов под общим названием «Объединенные вкусы».(Les Gouts Reunis).Вслед за ним необходимость такого союза декларировали многие другие композиторы не только во Франции,но и за ее пределами.

Похожие записи