24го марта в камерном зале Московской Филармонии ансамбль Musica Tempora и Алиса Тен исполнят новую программу итальянских композиторов XVI-XVII веков.
«Симметрия и изменчивость барокко»
Идея о том, что все вещи претерпевают изменения, давно очаровывала человечество.
Римский поэт Овидий, наиболее известен как автор сборника рассказов — «Метаморфозы».
В каждой из историй, основанных на древнегреческих и римских мифах, люди превращаются в животных, растения или даже неодушевленные предметы, такие как ручьи и скалы.
Написанные в поэтической форме рассказы были настолько популярны, что послужили основой для многих художественных и музыкальных произведений на протяжении всей истории.
Идея метаморфозы, как постоянного преображения и изменения, также буквально пронизывает вокальные и инструментальные сочинения итальянских авторов эпохи барокко.
Импровизационность ,вариативность изложения, изменчивость гармонических построений, контрастные смены темпов в ариях Клаудио Монтеверди, скрипичных сонатах Бьяджио Марини ,клавирных пьесах Фрескобальди -все это
уникальным образом демонстрирует трансформацию образов, характеров и аффектов.Симметрия, является олицетворением устойчивости, уравновешенности и систематического расположения всего в мироздании. Музыкальные пропорции занимали композиторов на протяжении столетий.
Понятие симметрии часто было связано с пространством,пропорцией и повторностью строения.
В эпоху барокко в Италии были особенно распространены танцевальные жанры, такие как пассакалия,чакона, романеска, основу которых составляла неизменно повторяющаяся гармоническая последовательность и варьированная
мелодия. Пропорционально равное количество тактов во фразах, двигающихся одна за другой,как бы по кругу, тем самым подчеркивая неизменность идею симметричной формулы