programms

Программы

 

«Музыкальный парнас. Портреты в звуках»

В программе : оркестровые сюиты и сонаты, инструментальные сочинения г. Муффата и И.К.Ф.Фишера. влияние французского стиля в музыке композиторов Австрии и Германии.


Георг Муффат 1653-1704

Оркестровая сюита «Constancia»из сборника «Florilegium Primuм»

Соната для скрипки и бассо континуо D-dur

Пассакалия для клавесина g-moll из сборникa «Apparatus musico-organisticus»
Соната для оркестра № 3 A-dur из сборника «Armonico Tributo»

Иоганн Каспар Фишер (1656-1746)
Пассакалия из сюиты для оркестра №7 соль минор
из цикла «Весенний дневник», ор. 1

Сюиты для клавесина «Урания», «Эвтерпа» из сборника «Музыкальный Парнас»
Оркестровая сюита из цикла «Весенний дневник» ор 1 F-dur

«музыкальный бестиарий»

Программная музыка XVI-XVII веков часто связывалась с образами природы. Животные, птицы, цветы, окружавшие человека, встречались в живописных аллегориях, являлись персонажами сказок, стихов и естественным образом проникали в музыкальную культуру того времени. Мир флоры и фауны ярко отображен в английских и французских песнях, итальянских канцонах и мадригалах, а также различных танцах позднего Возрождения. Флора, богиня Весны и цветов, как один из древнейших образов пробуждения природы часто использовался композиторами в инструментальных пьесах и песнях.
Пение птиц всегда очаровывало человека и их различные манеры нередко служили вдохновением для композиторов. Птичьи голоса имитировали в своих произведениях авторы XVI-XVIII веков, а образ кукушки встречается в творчестве почти каждого композитора эпохи барокко. И даже среди имен итальянских композиторов удивительным образом встречаются имена, напоминающие названия птиц. Как, например, Merula – «черный дрозд», Colombo – «голубь», Uccellini – «маленькие птички». Подражание голосам птиц в инструментальной музыке чаще всего было связано с двумя музыкальными инструментами: трели соловья, как правило, поручались блокфлейте, а образ кукушки встречается практически у всех авторов XVII века в скрипичных сонатах.
Среди самых ярких примеров программной музыки, изображающей звуки животных, соната Representativa для скрипки и basso continuo австрийского композитора Генриха Игнаца фон Бибера, написанная в 1669 году. В ней композитор с большим чувством юмора демонстрирует звуки животных: соловья, петуха, курицы-наседки, кошки, лягушки.
Интересно, что наряду с широким использованием в вокальных и инструментальных сочинениях, впервые тема птичьих голосов обсуждается в трактате 1650 года «Musurgia Universalis» немецкого теоретика Афанасиуса Кирхера. В нем даны иллюстрации голосов кукушки, петуха, перепела, записанные нотами. По некоторым предположениям исследователей, Бибер смело использовал в своей скрипичной сонате именно эти нотные иллюстрации.

Тарквинио Мерула (1595 – 1665)
Соната-кончертата для скрипки, виолона и basso continuo
Канцона La Gallina («Курица») для двух скрипок, соч. 12 № 1

Джон Доуленд (1563 – 1626)
The Frog galliard («Лягушачья гальярда») для лютни

Марко Уччеллини (1603 – 1680)
Соната № 1 la Poggia («Спокойствие») для скрипки и теорбы, соч. 3 № 1

Винченцо Галилеи (1520 – 1591)
Bianco Fiore («Белая лилия») для камерного ансамбля

Марко Уччеллини
Ария № 9 «Гермафродит» («Поженившись, курица и кукушка устроили прекрасный концерт») из сборника Сонат, арий и курант для различных инструментов

Иоганн Якоб Вальтер (1650 – 1717)
Соната «В подражание кукушке» для скрипки и basso continuo

Уильям Уильямс (1675 – 1701)
Соната № 6 «В подражание птицам» из сборника сонат для двух флейт (или скрипки и флейты) и basso continuo

Генрих Игнац фон Бибер (1644 – 1704)
Соната Representativa для скрипки и basso continuo


Джеймс Освальд (1711 – 1769)
Пьесы для скрипки, траверс-флейты и basso continuo из сборника «Арии времен года»:
The Monk’s Hood (аконит, или «монаший капюшон» из части «Осень»)
The Belvedere (бельведер из части «Осень»)
The Night Shade (паслён, или «ночная тень» из части «Осень»)

Франсуа Куперен (1668 – 1733)
Пьесы для клавесина:
Le Rossignol-en-amour («Влюбленный соловей») из Сюиты № 14
Les Fauvetes Plaintives («Жалобные славки») из Сюиты № 14
Le Gazoüillement («Щебетание») из Сюиты № 6
Le Petit Rien («Маленькие пустяки») из Сюиты № 14

Жан-Батист Друар де Буссе (1662 – 1725)
Ария Pourquoi, doux Rossignol «Отчего, милый соловей»
(транскрипция для скрипки и basso continuo)

Мишель Пиньоле де Монтеклер (1667 – 1737)
Les Ramages («Птичий гомон») из Концерта № 5 для двух флейт без сопровождения

Робер де Визе (ок. 1659-1733)
«Сильваны г-на Куперена» для теорбы и лютни

«Концерт in 392»

Загадочная цифра 392 в названии программы – не тайный код и не счастливый номер. Она указывает частоту колебаний воздушного столба (в Hz), замкнутого внутри тела флейты, которая соответствует звучанию ноты «ля» первой октавы. Этот старинный камертон был принят во Франции времен Людовика XIV. Для сравнения, та же нота в современном строе соответствует частоте в 440 Hz. Разница в полсотни колебаний делает звучание старинной флейты ниже на целый тон. Сами по себе эти цифры не так важны, однако за ними кроется живая история музыкальных инструментов.


Процесс создания флейты в эпоху барокко был сродни алхимии. Он требовал тесного сплетения ремесла и искусства. Философия и эстетика, научные и географические открытия, технический прогресс, покровительство искусствам со стороны правителей – все это влияло на то, какой могла родиться флейта в XVIII веке. Экзотические материалы давали простор для поиска верного тембра, совершенствующиеся рабочие инструменты помогали добиться чистой интонации, развитие музыкального искусства предъявляло требования к техническим возможностям флейты, престиж профессии музыканта позволял создавать дорогие изысканные инструменты. Профессиональные секреты передавались внутри династий, одной из которых, семье Оттетеров, мы обязаны появлением знаменитой флейты Оттетера.


Флейта модели Жака Мартина Оттетера длиннее и массивнее траверсфлейт, пришедших впоследствии ей на смену. Особая форма внутреннего сверления делает ее звук одновременно глубоким, полным и нежным. Чтобы заставить такую флейту резонировать исполнителю требуется больше воздуха и времени – работают неумолимые законы физики. Тем не менее, ее неспешная благородная поступь может поведать об истинном звучании французского барокко более чем десятки научных трактатов.



Жак Морель (1700-1749)
Чакона для флейты, виолы да гамба и basso continuo

Жак Мартин Оттетер (1674 -1763)
Трио-соната 3,h – moll
Prelude – Fugue – Grasieusement – Vivement

Жан Франсуа Дандриё (1682-1738)
Соната для скрипки и basso continuo, G–dur.
Adagio – Allegro – Gavotta

Жан де Сент – Коломб (1640-1700)
Три пьесы из сюитыдля виолы да гамба в тоне соль
Allemande – Courante – Sarabande

Луи Куперен (1626-1661)
Прелюдия и пассакалия для клавесина из сюиты в тоне соль

Жак Оттетер
«Эхо»для флейты соло

Мишель Де ла Барр (1675-1745)
Соната для флейты и basso continuo
L’inconnue – Vivement – Chaconne

Жан Франуса Дандриё
Трио – соната 2, D – dur
Largo – Vivace – Allegro – Adagio – Presto

Мишель Пиньоле де Монтеклер (1667-1737)
Концерт для для двух флейт без баса
Dialogue – La Rieuse – La Terpsicore – L’Angloise – La Picarde

Антуан Форкре (1672-1745)
Две пьесы для виолы да гамбы и basso continuo
La Sylva, Сhaconne La Buisson

Мишель Блаве (1700-1768)
Концерт для флейты, 2х скрипок и basso continuo, a – moll
Allegro – Gavotte – Allegro

Мишель де ла Барр 1675-1745
Соната «L’inconnue» для траверсфлейты и basso continuo
Жак Морель 1700-1749
Чакона для флейты, виолы да гамба и basso continuo
Жак Мартен Оттетер 1673-1763
«Эхо» для траверсфлейты соло
Сюита для траверсфлейты и basso continuo G-dur
Франсуа Куперен 1668-1733
Концерт Третий из цикла «Королевские концерты»
Мишель Пиньоле де Монтеклер 1667-1737
Концерт для траверсфлейты и basso continuo B-dur
Концерт для двух флейт и basso continuo №3 G-dur

«Застольная музыка» 

Понятие «застольная музыка» появилось в светской культуре стран Европы в XVI–
XVII вв. Традиция музыкального сопровождения застолья существовала со Средневековья и присутствие певцов и музыкантов во время важных церемоний оставалось
обычной практикой в следующие столетия. К XVII — началу XVIII века музыкальное
оформление праздничных застолий постепенно сложилось в творчестве композиторов в особый инструментальный жанр; в разных странах он назывался Tafelmusik,
Musicadi Tavola, Musiquede Table.
Погрузиться в атмосферу праздничного застолья XVII века поможет музыка круп-
нейших немецких и австрийских мастеров барокко — Генриха Игнаца Франца фон
Бибера, Георга Филиппа Телемана, Иоганна Генриха Шайна и других.


 

Марко Уччелини (1603–1680)Sinfonia A Virmingarda, соч. 8 № 20(из сборника Sinfonia Boscarecie)

Тарквинио Мерула (1595–1665)
Ballo detto Gennaro, соч.12
(из сборника Canzoni overo sonate concertate)

Иоганн Герман Шайн (1586–1630)
Сюита № 10 «Музыкальный банкет»
Падуана

Антонио Алессандро Страделла (1643–1682)
Трио-соната для скрипки, виолы и basso continuo ре минор

Марко Уччелини
Sinfonia A Carissima, соч. 8 № 15
Sinfonia La Foschina, соч. 8 № 14
(из сборника Sinfonia Boscarecie)

Соната № 18 для двух скрипок и basso continuo ля минор, соч. 4
(из сборника Sonate, Correnti e Arie da camera e da сhiesa)

Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644–1704)
Сюита № 3 Mensa Sonora

Иоганн Розенмюллер (1619–1684)
Трио-соната № 4 для двух скрипок, виолы и basso continuo

Георг Филипп Телеман (1681–1767)
«Застольная музыка» (Taffelmusik)

Трио для двух скрипок и basso continuo ми бемоль мажор

Соната для скрипки и basso continuo ля мажор

Квартет для двух скрипок, альта, виолы и basso continuo

«Игра света и тени» 

Тема «сопоставления света и тени» пронизывает все искусство эпохи барокко, наполняя таинственным содержанием создаваемые в то время шедевры в живописи, архитектуре, литературе и музыке.


В музыкальном искусстве Франции XVII – XVIII веков появляется заимствованное из художественной практики понятие «clair obscur», объединяющее в себе «свет и тьму». Главной чертой этого феномена является контраст, риторическое противопоставление двух начал, немыслимых друг без друга, раскрывающих свое содержание исключительно по отношению друг к другу.
Расцвет музыкальной культуры Франции XVII – XVIII во многом связан с популярностью французской виолы, лютни и барочной гитары. Известно, что королю Людовику XIV тонкому ценителю искусств, принадлежала большая коллекция музыкальных инструментов, в том числе 24 виолы, несколько клавесинов и барочных гитар.


Два самых ярких музыканта того времени, служившие при королевском дворе; композиторы и исполнители на виолах – Марен Маре, получивший прозвище «ангел виолы да гамба», и Антуан Форкре, отличавшийся неистовым темпераментом и игравший на виоле «словно сам сатана», по свидетельствам современников



Марен МАРЕ (1656-1727)
Пьесы для виолы да гамба и basso continuo
Les Voix humaines («Человеческие голоса»)
La Fête Champêtre («Деревенский праздник»)

Робер де ВИЗЕ (1650-1725)
Прелюдия из Сюиты ля минор для барочной гитары

Марен МАРЕ
Пьесы для виолы да гамба и basso continuo
La Reveuse («Мечтательница»)
L’Arabesque («Арабеска»)

Робер де ВИЗЕ
Пьеса для теорбы
“Les Sylvains” de Mr.Couperin par de Mr. de Visee
(«Сильваны» месье Куперена, переложенные месье де Визе)

Антуан ФОРКРЕ (1672-1745)
Пьесы-портреты из Сюиты № 1 ре минор для виолы да гамба и basso continuo
La La Borde – аллеманда
La Cottin
La Couperin

Антуан ФОРКРЕ
Пьеса из Сюиты № 2 соль мажор для виолы да гамба и basso continuo
La Buisson — чакона

Жан-Батист ФОРКРЕ (1699-1782)
Транскрипции пьес из Сюиты № 5 до минор Антуана Форкре для клавесина
La Rameau
La Boisson

Антуан ФОРКРЕ
Пьесы-портреты из Сюиты № 5 до минор для виолы и basso continuo
La Montigni
La Silva

Марен МАРЕ
La Sonnerie de Sainte-Geneviève du Mont de Paris («Колокола св. Женевьевы в Париже») для скрипки, виолы да гамба и basso continuo

«Версаль в звуках или легенды и мифы Франции»

Музыка французских композиторов, служивших при дворе
Людовика XIV.


Франсуа Куперен Великий 1668-1733
«Apopthèose de Lully»
для двух скрипок или флейты и скрипки и basso continuo

Жан Батист Друар де Буссе 1662-1725
O toy qui presides…
Pourqois doux Rossignol

Марен Маре 1656 — 1727
Пьесы для виолы да гамба и basso continuo
Allemande «La Bizarre»
Allemande «L’asmatique» (из 4 книги)

Chaconne для двух виол и basso continuo ( из 1 книги)

Пьеса для виолы да гамба и basso continuo
«La Feste champetre» ( из 4 книги )

Луи Николя Клерамбо 1676 — 1749
Кантата «Apollon»

Франсуа Куперен Великий 1668-1733
Концерт для двух виол A-dur,12 ( из сборника «Les Goûts Réunis»)


Жан Филипп Рамо 1683 — 1764
Пьесы для клавесина
Sarabande, Les Trois mains из сборника Les Nouvelles Suites de Pieces de clavecin

Луи Антуан Дорнель 1680 — 1765
Prelude, Chaconne
из первой сюиты для траверсфлейты и basso continuo

Жан Филипп Рамо 1683 — 1764
Ария «Soleil, fuis de ces lieux» из оперы «Platée»
Ариетта » Volez, Plaisirs, célébrez ce beau jour» из оперы» Les Fêtes de l’Hymen et de l’Amour»

Жан Фери Ребель 1666-1747
«Тombeau de Mr. Lully»
для двух скрипок, виолы и basso continuo

Жан Батист Люлли 1632 -1687
Passacallie из оперы-балета » Armide»

Франсуа Куперен 1668-1733
Второй Королевский концерт
Prelude-Allemande Fuguee-Air Tendre-
Air contre Fugue-Echos

Антуан Форкре 1672-1745
Аллемaнда“La Borde”
из Первой сюиты для виолы да гамба и basso continuo

Франсуа Куперен
Прелюдии из трактата «Искусство игры на клавесине»
Чакона рондо“La Favorite”
из третьего сборника пьес для клавесина

Франсуа Франкер 1698-1787
Соната для скрипки и basso continuo VI
Adagio-Courante-Allemande-Sarabande-Rondeau

Жан Филипп Рамо 1683-1764
Пятый концерт
из сборника « Пьесы для клавесина в форме концертов»
Fugue La Forqueray-La Cupis-La Marais

Жан де Сент-Коломб ок.1640-1700
Сюита для виолы да гамба
Allemande-Courante-Sarabande-Gigue

Николя Вале 1583-1642
Сюита для лютни из сборника “Секреты муз”

Мишель Пиньоле де Монтеклер (1667-1737)
Четвертый концерт для траверсфлейты и basso continuo, B-dur
La melancolique – La Joyeuse – Les Ondes – Fugue — Chaconne

Жан Батист Друар де Буссе (1662-1725)
O toy qui presides…

Марен Маре (1656-1728)
Избранные пьесы для виолы да гамба и basso continuo

Луи Николя Клерамбо 1676-1749
Три арии из Кантаты «Орфей» 1728

Ж.Б.Люлли (1632-1687 )- Ж.А.д’Англебер(1629-1691)
Пассакалия из оперы-балета « Армида» в транскрипции для клавесина

Мaрен Маре (1656-1727)
Сюита g-moll для двух солирующих инструментов и basso continuo
Prelude – Fantasie – Sarabande – Rondeaux –
Gigue – Plainte – Passacaille

Франсуа Куперен Великий(1668-1733)
Седьмой концерт из сборника « Обьединенные вкусы»
Prelude – Allemande – Sarabande – Fugue — Gavotte

Робер де Визе (1650-1725)
Les Sylvains из «Куперен-сюиты» для лютни
Георг Филипп Телеман 1681-1767
Квартет e-moll,TWV 43/6, 1738
Из сборника «Новые квартеты » для травесфлейты, скрипки, виолы и basso continuo
Prelude – Gai – Vite – Gracieusement – Distrait – Moderе

«Affetti musicali»

Теория аффектов (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — музыкально-эстетическая концепция, получившая широкое распространение в эпоху барокко.Эмоция,как аффект являлась одним из главных значений музыки эпохи барокко, важным посредником между исполнителем и слушателем.


Первооткрывателем так называемого взволнованного стиля «(stile concitato)стал К.Монтеверди.Он выделил три основных аффекта: гнев, уверенность и смирение, или мольбу.Согласно И.Вальтеру, «слово «аффект» означает душевное переживание. А.Кирхер классифицировал8 основных известных аффектов, которые способна возбуждать в человеке музыка: желание, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие и святость.Противопоставление разных аффектов предполагало непрерывность изложения, ведение музыкального диалога,с чем,вероятно, связана принятая в то время многосекционная форма арий и инструментальных сочинений. Определенный аффект, лежащий в основе того или иного музыкального сочинения способствовал развитию символики, образности и как следствие программности.Знаменитый скрипач и композитор, Бьяджио Марини, работавший под руководством Клаудио Монтеверди в соборе Святого Марка в Венеции, был одним из первых композиторов XVII столетия, кто использовал термин affetti в названии своего опуса, тем самым подчеркнув значение уникального явления в инструментальной музыке Италии 17столетия.Изданный в 1617 году сборник Affetti Musicali («Музыкальные аффекты»), состоял целиком из инструментальных сочинений, включивших ряд симфоний, сонат, канцон и танцев для одной или двух скрипок и баса.

В предисловии Бьяджио Марини даёт пояснение; скрипичный цикл возник вследствие записи импровизированных мелодий в момент тесного общения с группой венецианских слушателей и призванный вдохновить их на дружеский музыкальный диалог, а значит, тем самым пробудить в них определенные аффекты.Преимущественно одночастные сочинения, словно «застывшие» импровизации, переносят слушателя на многие столетия вперед, поражая многообразием образов и выразительных средств. Многосекционная структура вокальных и инструментальных сочинений итальянских авторов XVII столетия, с их чередующимися контрастными разделами, была обусловлена одной из главных идей теории аффектов — пробуждать разные чувства и эмоции.

«Метаморфозы и симметрия барокко» 

Идея о том, что все вещи претерпевают​ изменения, давно очаровывала человечество.​
Римский поэт Овидий, наиболее известен как автор​ сборника рассказов — «Метаморфозы».
В каждой из историй, основанных на древнегреческих и римских мифах, люди превращаются в животных, растения или даже неодушевленные предметы, такие как ручьи и скалы.


Написанные в поэтической форме рассказы были настолько популярны, что​ послужили основой для многих художественных и музыкальных произведений на протяжении всей истории.


Идея метаморфозы, как постоянного преображения и изменения, также буквально пронизывает вокальные и инструментальные сочинения итальянских авторов эпохи барокко.


Импровизационность ,вариативность изложения, изменчивость гармонических построений, контрастные смены темпов в ариях Клаудио Монтеверди, скрипичных сонатах Бьяджио Марини ,клавирных пьесах Фрескобальди -все это
уникальным образом демонстрирует трансформацию образов, характеров и аффектов.

Симметрия, является​ олицетворением устойчивости, уравновешенности и​ систематического расположения всего в мироздании. Музыкальные пропорции занимали композиторов на протяжении столетий.Понятие​ симметрии часто было связано с пространством,пропорцией и повторностью строения.В эпоху барокко в Италии были особенно распространены танцевальные жанры, такие как пассакалия,чакона, романеска, основу которых составляла неизменно повторяющаяся​ гармоническая последовательность и варьированная мелодия. Пропорционально равное количество тактов во фразах, двигающихся одна за другой,как бы по кругу, тем самым подчеркивая неизменность идею симметричной формулы.


Антонио Берталли 1605-1669
Сhiaconna 

Клаудио Монтеверди 1567-1643
Dolcissimo usignolo

Марко Уччеллини 1603-1680
Sinfonia A Caferonia 

Бенедетто Феррари 1603-1681
Degg’io amarvi

Марко Уччеллини 1603-1680
Sinfonia XV A Carissima,XIV La Foschina

Джованни Антонио Пандольфи Меали 1624-1670
Sonata “La Cesta” 

Марко Уччеллини 1603-1680
Sinfonia La Stucharda 

Джованни Баттиста Фасоло 1598-1680
Lamento di Madama Lucia g moll 

Алессандро Страделла 1643-1682
Соната для скрипки,виолы и basso continuo d moll 8′

Луиджи Росси 1597-1653
Mio ben teco tormento

Марко Уччеллини 1603-1680
Sinfonia La Virmingarda 

Луиджи Росси 1597-1653
La bella pju bella 

Диего Ортиз 1510-1570
Recercare Ottava 
Recercare Seconda 

Aлессандро Пиччинини 1566-1638
Chiaconna 

Андреа Фальконьери 1585-1656
Chiaconna 

«Великие плагиаты»

Оригинальные сочинения для виолы да гамба, скрипки, лютни, голоса и транскрипции для клавира.


Дитрих Букстехуде 1637-1707
Соната для скрипки, виолы да гамба и бассо континуо BV 272, ля минор

Жан Батист Форкре сын 1699-1782
пьесы-транскрипции для клавесина:
La Bellmont, La Portugaise из сюиты ре минор
La Boisson. Chacone из сюиты соль мажор

Антуан Форкре 1672-1745
Сюита для виолы да гамба и бассо континуо ре минор

Ф.Джеминиани 1687-1762
Сонаты для скрипки и бассо континуо,VI, ре мажор
и ля минор Ш
«Различные произведения, переложенные для клавесина им самим»
Tenderment- транскрипция для клавесина соло 1ой части сонаты для срипки и бассо континуо ля минор
Vivement – транскрипция для клавесина 2ой части сонаты для скрипки и бассо континуо ля мажор
Concerto Grosso – по сонате для скрипки и бассо континуо ре мажор ор 5, № 1 А. Корелли

Жан Батист Люлли -Руст Позюмский 1632-1687
Пассакалия из оперы-балета» Армида» в транскрипции для виолы да гамба 

И.С.Бах 1685-1750
Соната для скрипки и basso continuo G-dur, Трио-соната соль мажор (авторская версия сонаты для виолы да гамба и continuo)
Избранные сюиты, партиты, сонаты в транскрипции для клавесина Г.Леонхардта.
Сонаты и партиты для скрипки в транскрипции для клавесина В.Эванс

И.Маттезон 1681-1764
Избранные пьесы- реализации партименто для клавесина из сборника «Grosse General-bas Schule»

Г.Ф.Гендель 1685-1759
Арии из опер в транскрипции для клавесина У.Бейбла

Ж.А.д,Англебер 1629-1691
Пьесы для клавесина, авторские транскрипции инструментальных номеров из опер-балетов

Ж.Б.Люлли
Арканджелло Корелли 1653-1713
Соната для скрипки и бассо континуо ре мажор ор.5, № 1 в транскрипции для виолы да гамба и бассо континуо
Фолия из сборника сонат для скрипки и бассо континуо, ор 5

» театр господина телемана»

В программе: Сонаты, фантазии трио-сонаты,пьесы для клавесина.


 

Соната для скрипки и баса континуо No.6 G-dur TWV 41:G4 из собрания «Методические сонаты для скрипки или траверс-флейты и бассо континуо.

Соната A-Dur (TWV 41:A4) для скрипки и баса континуо из цикла «Застольной музыки»

Фантазии для скрипки соло No. 1 B-dur, No. 5 A-dur

Квартеты e-moll, h-moll (TWV 43) из собрания «Парижские квартеты или Новые квартеты в шести сюитах».

Двойной концерт для блокфлейты, траверс-флейты, струнных и basso continuo

Концерт для скрипки, виолончели, трубы и струнных D-dur TWV 53:D5

«Нежные песни Англии»

Расцвет английской музыкальной культуры приходится на рубеж XVI-XVII веков, совпадая с периодом правления королевы Елизаветы I, именуемым «Золотым веком», а затем первыми представителями династии Стюартов — Яковом I и Карлом II.
В то время Британию сравнивали с волшебным островом, на котором царит красота и любовь. При королевском дворе, под покровительством правящих монархов, стремительно развиваются науки и искусства, сосредотачиваются известные музыканты, поэты и художники.
«Англия, влюбленная в жизнь, нашла свое выражение в музыке и литературе, архитектуре и мореплавание» — гласит Британская энциклопедия.
В английской музыкальной культуре особое место занимает вокальная традиция. Самыми популярными жанрами становятся музыкально—поэтический мадригал и сольная светская песня. Среди авторов той эпохи, обращавшихся к вокальным жанрам, самую большую славу снискали «поэты в музыке», чьи сочинения пронизаны тонкой меланхолией, блистательным юмором, неповторимым изяществом изысканных мелодий — Генри Перселл и Джон Доуленд.

Генри Перселл — один из самых ярких английских композиторов XVII века, жизнь которого была связана с Лондоном. Находясь на службе при дворе Карла II, исполнял многочисленные обязанности: руководил оркестром «24 скрипки короля», созданным по образцу знаменитого оркестра Людовика XIV, был органистом Вестминстерского аббатства и королевской капеллы, личным клавесинистом короля.
Преемник Ренессанса, Перселл явился ярким представителем «века оперы». Его композиторское наследие охватывает практически все жанры, но особое место занимают его песни,часто включавшиеся в театральные постановки и принесшие славу композитору, как самому вдохновенному мелодисту того времени.
В предисловии к одному из самых крупных печатных сборников песен Перселла «Британский Орфей», издатель Генри Плейфорд пишет:
«Исключительный талант автора во всех видах музыки достаточно известен,но особое восхищение вызывают его вокальные сочинения, ибо он обладает редким даром выражать силу слов через музыку, благодаря чему вызывает волнение всех своих слушателей»
Джон Доуленд — знаменитый предшественник Перселла, лютнист, современник Уильяма Шекспира.Его называли самым печальным и мечтательныхм композитором всей истории. Истоки жанра сольной светской песни в Англии XVI столетия принято связывать именно с творчеством Доуленда. Автор нескольких книг песен и арий в сопровождении лютни, тексты и музыка которых пронизаны меланхолией, печалью и созерцанием.


Уильям Брейд 1560-1630

Pavana

Две песни из сборника Анны Болейн:
Аноним
O Death Rock Me Asleep                            Клоден де Сермизи 1490-1652.     Jouyssance Vous Donnerai

Джон Доуленд 1563-1626
Go Crystal Tears

Уильям Берд 1543-1623
Fantasia а 4, no 1

Джон Доуленд 1563-1626
Galliarda The Earl of Essex
Shall I Sue

Уильям Берд 1543-1623
My Lord Willoughby’s Welcome Home

The Nigtingale
из сборника Элизабет Роджерс

Кристофер Симпсон 1605-1669
Division on Ground

Джон Доуленд 1563-1626
I Saw my Lady weep
Shoemaker’s wife

Уильям Брейд 1560-1630
Allemanda,Canzon

Джон Доуленд 1563-1626
Come Again

Джон Плейфорд 1623-1686
Another Division on Ground by Mr. P.B.

Генри Перселл 1695-1759
O, let me weep

Джон Плейфорд
Duke of Norfolk

Генри Перселл 1695-1759
Music for a While
Strike the viol

Метью Локк 1621-1677
Дуэт для двух виол

Генри Перселл 1695-1759
They tell us that you mighty powers
I attempt from love’s sikness
Chaconne
Not all my torments
The Sparrow and the Gentle Dove

«От Вены до Гамбурга»

Инструментальные сонаты, оркестровые сочинения австрийских и немецких композиторов XVII- первой половины XVIII века.


Генрих Игнац фон Бибер

Сонаты для скрипки и бассо континуо из цикла «Розарий или Таинства из жизни Девы Марии» («Rosenkranzsonaten»,ок 1676 г. ) No.10
8 сонат из сборника 1681 г., соната «Representativa»1669 г.
No.1, 2,3, 6, 10, 11
Соната для скрипки и баса континуо «Reprezentaniva»

Иоганн Генрих Шмельцер
Сонаты для скрипки и баса континуо No.3 g-moll,№ 4 D-dur из сборника «Sonata Unarum Fidium»

Георг Муффат
Пассакалия для клавесина соло из сборника «Apparatus Musico — Organisticus»
Соната D-dur для скрипки и бассо континуо
Оркестровая сюита «Constancia» из сборника «Florilegium Primus»

Иоганн Каспар Фишер
Оркестровые сюиты из цикла «Весенний дневник»
Сюиты для клавесина соло из сборника «Музыкальный Парнас»:
«Мельпомена», «Урания»

«Музыка для королей. Оригиналы и транскрипции»

(солисты — барочный танец — Дарья Гуща, Всеволод Жданов)
В программе: инструментальные сочиения, танцевальные пьесы французских авторов XVII-XVIII веков.


Аноним-Франсуа Андре Даникан Филидор (1652-

1730)
Bourree D’Avignonez из цикла «Recueil de Plusieurs vieux Airs»
ансамбль Musica Tempora

Никола Панкрас Руайе (1705-1755)
Tambourin из цикла «Pieces de clavecin»,1746
(транскрипция для инструментального ансамбля Д.Борковской)

Жан Филипп Рамо (1683-1764)
Gavotte et doubles из цикла «Nouvelles suites de pieces de clavecin»,1727
(хореография Francine Lancelot, транскрипция для инструментального ансамбля Hugo Reyne)
Всеволод Жданов
барочный танец

Жан Анри Д’Англебер (1629-1691)
Menuet I,II из цикла «Pieces de clavecin»,1689
(хореография Кellom Tomlinson , транскрипция для инструментального ансамбля Д.Борковской)

Аноним-Жан Батист Люлли (1632-1687)
Старинная французская песня «Ou etes vous allez»
из цикла Trio de la Chambre du Roi, LWV 35

Жан Батист Люлли-сын (1665-1743)
Rigaudon I,II из цикла Concert donne au soupe du Roi,1707

Жан Батист Люлли (1632-1687)
Sarabande «Dieux des Enfers» из балета
«La naissance de Venus»,LWV 27,1665
Passacaile из оперы-балета «Armide»,LWV1686
Bourre du Divertissment de Chambord,1669
ансамбль Musica Tempora

Франсуа Куперен (1668-1733)
Quatrieme concert из цикла «Les Concerts Royaux»
Rigaudon
Sarabande
Forlane
(хореография Louis-Guillaume Pécour)