7 октября.     

Камерный зал Московской Филармонии

«Музыкальный бестиарий
Флора и фауна в музыке барокко»
Программная музыка XVI–XVII веков часто связывалась с образами природы.


Животные, птицы, цветы, окружавшие человека, встречались в живописных ал-
легориях, являлись персонажами сказок, стихов и естественным образом прони-
кали в музыкальную культуру того времени. Мир флоры и фауны ярко отображен
в английских и французских песнях, итальянских канцонах и мадригалах, а так-
же различных танцах позднего Возрождения.Флора, богиня Весны и цветов, как один из древнейших образов пробуждения и возрождения природы, часто исполь-зовался композиторами в инструментальных пьесах и песнях.Пение птиц всегда очаровывало человека и их различные манеры нередко слу-жили вдохновением для композиторов. Птичьи голоса имитировали в своих про-изведениях авторы XVI–XVIII веков, а образ кукушки встречается в творчествепочти каждого композитора эпохи барокко. И даже среди имен итальянских ком-позиторов удивительным образом встречаются имена, напоминающие названияптиц. Как, например, Merula — «черный дрозд», Colombo — «голубь», Uccellini —«маленькие птички». Подражание голосам птиц в инструментальной музыке ча-ще всего было связано с двумя музыкальными инструментами: трели соловья, какправило, поручались блокфлейте, а образ кукушки встречается практически у всехавторов XVII века в скрипичных сонатах.Среди самых ярких примеров программной музыки, изображающей звуки жи-вотных, соната Representativa для скрипки и basso continuo австрийского компо-зитора Генриха Игнаца фон Бибера, написанная в 1669 году. В ней композиторс большим чувством юмора демонстрирует звуки животных: соловья, петуха,курицы-наседки, кошки, лягушки.Интересно, что наряду с широким использованием в вокальных и инструмен-тальных сочинениях, впервые тема птичьих голосов обсуждается в трактате 1650года “Musurgia Universalis” немецкого теоретика Афанасиуса Кирхера. В нем даныиллюстрации голосов кукушки, петуха, перепела, записанные нотами. По не-которым предположениям исследователей, Бибер смело использовал в своей скри-пичной сонате именно эти нотные иллюстрации. 

Похожие записи