Нежные песни Англии

IMG-20201130-WA0010

 

 

 

5 февраля 2021 обладательница «волшебного голоса»,неподражаемая Алиса Тен и солисты ансамбля MUSICA TEMPORA познакомят вас на сцене Галереи искусств НИКО со всем разнообразием английской музыкальной культуры XVI столетия   — от меланхоличных песен Джона Доуленда, до почти импрессионистских красок скрипичных сочинений Никола Маттеиса; от щемящих хроматизмов Генри Перселла до утонченного юмора в граундах Джона Плейфорда.

Программа «Нежные песни Англии» посвящена песням и инструментальным сочинениям английских композиторов, написанным в годы правления королевы Англии Елизаветы I.

Этот период по праву называют «Золотым веком».
В Елизаветинскую эпоху музыка в Англии переживает период высочайшего подъема и расцвета.
Сама королева, по свидетельствам современников, очень любила музыку и танцы, виртуозно владела игрой на верджинале и лютне, исполняла весьма трудные пьесы.
К концу XVI столетия королевский двор привлекает все больше композиторов и музыкантов. Большое влияние на  музыкальную культуру Англии оказала вокальная традиция. В то время в огромном количестве сочинялись песни, мотеты, канцоны, мадригалы.
Инструментальная музыка в большей степени была представлена транскрипциями в форме фантазий или вариаций на темы известных песен.
Постепенно в Англии формируются исполнительские школы, среди которых особое место занимает школа мадригалистов, основателем которой называют Томаса Морли. Также приобретает известность английская вёрджинельная школа,  среди главных представителей которой Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс, Жиль Фарнеби. Наравне с верджиналом, значимое место  занимает английская виола, которая звучала не только как сольный инструмент, но преимущественно в составе виольных ансамблей — «консортов».
Интересно, что  понятие «консорт» впервые возникло  в XVI веке именно в Англии в связи с появлением консорта виол, т.е. объединения в ансамбле (consortium) нескольких  инструментов одного семейства, но различных по размеру и тесситуре.
В 1599 Т. Морли издал «Уроки консорта»  — сборник пьес различных авторов.
Консорты состояли из различного количества исполнителей , иногда до до 30-40.
Так появляются сочинения для больших инструментальных ансамблей — полифонические фантазии,вариации,танцевальныепьесы. Среди известных композиторов-виолистов -Джон Дженкинс, Кристофер Симпсон.
Однако, самую большую популярность того времени снискали «поэты в музыке», авторы песен, пронизанных тонкой меланхолией и блистательным юмором — два самых популярных композитора  той эпохи — Джона Доуленд и Генри Перселл, прозванный » Британским Орфеем».

https://youtu.be/fOByDCzREzc

Джон Доуленд — лютнист, композитор, автор множества песен.
По некоторым свидетельствам, королева  впервые услышала музыку Доуленда в  1590 г., когда проходил ежегодный благодарственный молебен по случаю вступления ее на престол. Два года спустя Доуленд сам играл перед Елизаветой на лютне — своем любимом инструменте, несравненным виртуозом которого он считался. Однако, несмотря на  расположение королевского двора,  он получил отказ в прошение на  должность придворного лютниста.
Впоследствие  композитор служил при дворе датского короля Кристиана IV, а затем при дворе Якова I.

Генри Перселл  — состоял на службе при дворе Карла II. Исполняя многочисленные обязанности, композитор ансамбля «24 скрипки короля», созданного по образцу знаменитого оркестра Людовика XIV, органист Вестминстерского аббатства и королевской капеллы, личный клавесинист короля, Перселл все эти годы писал музыку к спектаклям, оперы.
В концерте прозвучат  арии из разных опер и инструментальная сюита из  драмы  «Абделазер, или Месть Мавра».