ИГРА СВЕТА И ТЕНИ

 

15-го января в Доме Рахманинова на Большой Ордынке и 17-го января в Рахманиновском Зале Московской Консерватории в исполнении солистов ансамбля Musica Tempora  прозвучат музыкальные шедевры «королей» французского барокко: сочинения для виолы да гамба Марена Маре и Антуана Форкре, клавесинные транскрипции Жана Батиста Форкре, произведения для лютни и гитары Робера де Визе.

165594  

 

 Дом Рахманинова билеты

15 января 2

 

 

 

 

 

      Тема «сопоставления света и тени» пронизывает все искусство эпохи барокко, наполняя таинственным содержанием, создаваемые в то время шедевры в живописи, архитектуре, литературе и музыке.

В музыкальном искусстве Франции XVII – XVIII веков появляется заимствованное из художественной практики понятие «clair obscur», объединяющее в себе «свет и тьму». Главной чертой этого феномена является контраст, риторическое противопоставление двух начал, немыслимых друг без друга, раскрывающих свое содержание исключительно по отношению друг к другу.

Расцвет музыкальной культуры Франции XVII – XVIII во многом связан с популярностью французской виолы, лютни и барочной гитары. Известно, что королю Людовику XIV тонкому ценителю искусств, принадлежала большая коллекция музыкальных инструментов, в том числе 24 виолы, несколько клавесинов и барочных гитар.
Самые яркие музыканты того времени, служившие при королевском дворе композиторы и исполнители на виолах – Марен Маре, получивший прозвище «ангел виолы да гамба», и Антуан Форкре, отличавшийся неистовым темпераментом и игравший на виоле «словно сам сатана», по свидетельствам современников.

Гитарист, лютнист и композитор Робер де Визе являлся членом «Королевского музыкального общества» и обучал игре на барочной гитаре самого короля Людовика XIV. Сиятельному французскому монарху был посвящен «Сборник пьес для гитары», изданный в Париже в 1682 году.